Ягодка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ягодка » Форум для мам! » РАЗВИТИЕ РЕЧИ


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.
С 6—7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривать: «Дай ручки, маленький», — и манить его к себе. Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?» — спрашивают восьмимесячную Танечку, и та отыскивает глазами маму, тянется к ней.
Стремясь развить у ребенка понимание речи, стараются использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождают словом свои действия: «Сейчас Машенька наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берут ее за руку, чтобы она знала, где у нее рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем чулок. Где у Маши ножка?»
Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» — протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.
Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи.
Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами.
Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.
К концу первого года жизни, когда ребенок становится самостоятельным «пешеходом», мир досягаемых для него вещей расширяется, а вместе с этим накапливается и его пассивный словарь. Малыш быстро начинает осмысливать новые слова, понимать указания, связанные с его перемещением в пространстве: «Подойди ко мне», «Постой!», «Иди туда» (указывается направление), «Положи здесь», «Подойди и возьми вот так».

2

ПЕРВЫЕ СЛОВА

Первый год жизни является подготовительным периодом и для развития у ребенка активной речи. Наряду с развитием речевого слуха и понимания речи благодаря произнесению звуков, слогов упражняется его артикуляционный аппарат. Вначале малыш еще не умеет им управлять, и произносимые певучие звуки являются лишь выражением хорошего настроения.
Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность.
Задача взрослых — развивать у малыша умение прислушиваться к звукам. С этой целью его внимание привлекают звучащей игрушкой, пением, разговором, произнесением отдельных слов. Благодаря «озвученной среде» младенец приобщается к внешнему миру, у него шлифуется слух, вырабатывается способность реагировать на звук, а затем и на слово. Постепенно он начинает отыскивать источник звука, устремляя взгляд в соответствующую сторону, а в дальнейшем выделять голос матери, реагировать на интонации. Все это стимулирует голосовые реакции ребенка: сначала появляются гортанные звуки, затем гуление, а в 5—6 месяцев — лепет.
В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого. На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша но имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая его тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.
К 5—6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т. п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха.
Взрослые, чтобы поддержать лепет малыша, подхватывают произнесенные им звуки, а ребенок вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого.
В этот период развития ребенка в связи с расширением его двигательных возможностей, совершенствованием ориентировки в окружающем, а также развитием действий с предметами возникает задача особой важности — развивать способность малыша понимать речь взрослого — учат понимать отдельные слова, действовать по словесному указанию: дай, возьми, брось, где мяч ...
К 8 месяцам малыш подражает лишь тем звукам, которые имеются в его собственном лепете, а в 9 — 10 месяцев и таким, которых он сам еще не произносил: «Кошка, кис-кис!» - говорит мама, показывая Алешеньке плюшевую кошку. Мальчик повторяет, надувая щечки: «Кс-кс». Трудно, но зато как интересно!
«Кс-с-с...» — лепечет Алешенька, увидев издали знакомый ему предмет, и мама подает ему кошку. Вот это открытие! Значит, можно получить игрушку таким способом! Так малыш овладевает первыми осмысленными словами и начинает пользоваться ими как средством выражения своих желаний, средством общения с окружающими, в первую очередь, конечно, с родными, близкими.
К концу года ребенка учат осмысленно произносить 8—10 слов (мама, папа, баба, дай, на и др.), но в этом возрасте он еще слабо владеет органами речи, ему трудно воспроизвести даже те слова, которые он давно понимает. Поэтому, обучая ребенка активной речи, надо называть предметы полным словом и вместе с тем облегченным (кошка — киса, бабушка — баба, кукла — ляля и т.п.). Этим приемом придется пользоваться и в первые месяцы второго года жизни малыша.
Хотя первые слова, произносимые ребенком, далеко не совершенны, но мать и другие близкие люди понимают, что он хочет выразить. Это его первые попытки общаться с людьми посредством речи. Эти попытки надо всячески поддерживать.
Надо стараться сопровождать словом все, с чем сталкивается ребенок в процессе воспитания тех или иных умений. Скажем, во время умывания: «Сейчас Коленька откроет кран. Видишь, вода льется? А теперь возьмем мыло. Намылим руки, и водой польем. Вот какие чистые! Помоем лицо, вытрем полотенцем». Когда слово сочетается с действием, ребенку оно особенно понятно.
...Наташа боится воды и не любит умываться. Мама старается сделать эту процедуру приятной для ребенка, вспоминает вслух народную потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Девочка слушает и без капризов дает умыть лицо. А затем подставляет румяные щеки мохнатому полотенцу.
В первую половину второго года ребенок накапливает словарь. За это время неизмеримо возрастает количество слов, которые он понимает. Взрослым кажется, что он уже все понимает, только сказать не умеет. Ход развития детской речи, действительно, таков, что активная речь не успевает за пониманием. Малыш уже знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, машины, нескольких животных, растений, умеет показывать части тела у себя и у животных-игрушек, назвать различные действия. В активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Ребенок часто обращается к взрослым с помощью мимики и жестов.
Резкий скачок в развитии речи наблюдается у детей после полутора лет. Очень быстро растет запас активно употребляемых ими слов. Они не только повторяют за взрослым слова, но и сами пытаются выяснить названия окружающих предметов.
Ребенок уже имеет немалый опыт в звукопроизношении, позволяющий переводить его постепенно от «облегченных» названий к полным. К концу второго года в активе ребенка уже до 300 правильно произносимых им слов. Правда, он еще не владеет такими звуками, как р, л, ш, ч, щ, и часто заменяет или вовсе пропускает их.

3

ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать и грамматическим строем речи. Он употребляет простые предложения. Сначала они еще несовершенны, но постепенно малыш учится, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять разнообразные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги. Его речь приближается к речи взрослых и приобретает все большее значение в его жизни. Теперь она становится основным средством общения со взрослым и регулирует поведение малыша. Но этому предшествует кропотливая работа.
Рассматривая, например, с ребенком картинки, имеющие сюжетное содержание, необходимо побуждать его строить предложения. Для этого следует задавать вопросы, например: «Что делает девочка?» (Ест, бежит, играет, прыгает.), «Куда она идет?», «Кого она увидела?» и т. п.; показывать картинки, которые знакомят ребенка с размером (большой и маленький), названием цвета. Развитию обобщающей функции слова способствуют картинки, изображающие один и тот же предмет, но разного размера или цвета (одно и то же действие выполняет то мальчик, то девочка) или разных животных (кошка, собака едят; гусь, утка плавают и т. п.).
В этом возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Общение взрослого и ребенка, возникающее в игре, полезно использовать как средство развития речи: в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт со взрослыми, охотно откликаются на их предложение повторять слова, обозначающие предметы и действия.
Приглашением к игре может служить своеобразный сюрпризный момент. Например, заранее подготавливают все необходимые для игры предметы, закрывают их ширмой: «Ну-ка, посмотри, кто тут спрятался?» Ширму отодвигают, и ребенок видит в кроватке куклу. «Катя спит, она устала. Тише, не шуми! Я сейчас ей песенку спою». Куклу бережно берут на руки и начинают напевать, покачивая ее в такт песне: Баю-баю-баю, Куколку качаю! Куколка устала: Целый день играла.
Затем предлагают: «Давай вместе споем Кате: баю-баю». Ребенок подпевает: «Баю-баю-баю».— «А вот наша Катя проснулась! Поздоровайся с куклой!» Потом Катя идет гулять, спускается по лесенке, сделанной из кубиков. При этом важно, чтобы ребенок повторял вместе со взрослыми: «Катя пошла гулять». Куклу сажают в машину; взрослый учит малыша подражать звуку машины: «Би-би-би!» Игра заканчивается приглашением куклы погулять вместе с ребенком. Получив куклу, он уходит на прогулку.
Такие обыгрывания можно проводить с любой понравившейся ребенку игрушкой — трамваем, машиной, пароходом, мягким мишкой, зайцем и др. «Трамвай поехал», «Мишка пришел в гости», «Любопытный зайчишка» (задающий вопросы ребенку) и т. п. Все это несложные сюжеты для игры с ребенком, побуждающие его к разговору.
Очень важно следить, чтобы ребенок не заменял слово жестом. Для этого надо ставить его в условия, при которых он вынужден был бы пользоваться речью. «Не понимаю, что ты хочешь», - говорит мама своей малышке, пытающейся дотянуться до мяча, закатившегося под трюмо. Девочка кряхтит, но достать не может. А мама делает вид, что не понимает. — «Что там? — спрашивает она ребенка. — Мяч? Скажи: «Достань мяч».
Желание иметь игрушку заставляет, наконец, произнести нужную фразу.
Обогащению, активизации словаря ребенка будет способствовать его высказывание о виденном, о впечатлениях, полученных от интересной игры, сказки, рассказа воспитателя и т.п. Для этого надо задавать соответствующие вопросы.
В своих несложных предложениях дети часто неправильно согласуют слова, искажают род или изменяют окончания. Обязательно надо поправлять их.
— Я видел птичков больших, — говорит малыш, захлебываясь от переполнивших его впечатлений. — А еще я видел слонов и обезъянков.
- Ты видел птичек и обезьянок, — уточняет мама и заставляет малыша повторить. — Скажи: я видел птичек и обезьянок.
А как велико желание у ребенка высказаться после просмотра диафильма! Он торопится рассказать о том, что взволновало его. И в этом ему надо помочь: расспросить малыша о содержании диафильма, задать вопросы, заставляющие его задуматься. Например, после просмотра сказки-диафильма «Курочка-ряба» спросить: «Почему плачут дед и баба? Кто уронил яичко?» и т. п. Проследить, чтобы он не торопился с ответом: «Сначала подумай».
Дети третьего года жизни способны понять содержание картинок, раскрывающих какой-нибудь несложный сюжет. Если показать иллюстрации одной из знакомых книжек, уже не раз прочитанных, например «Козлята и волк», «Катя в яслях», «Теремок», ребенок, глядя на них и отвечая на вопросы, почти полностью передаст содержание этих сказок.
Если правильно развивать речь ребенка в первые два года жизни, то третий год принесет большое удовлетворение, малыш свободно пользуется речью: он задает вопросы, отвечает, когда его спрашивают, правильно строит не только простые, но и сложные и даже сложноподчиненные предложения. В его фразах имеются все части речи. Активный словарь к 3 годам достигает 1200—1300 слов, значительно чище становится произношение.
Все это благоприятно сказывается на умственном развитии малыша.

4

ПЕРВОЕ СЛОВЕСНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Благодаря овладению словом совершенствуется способность к обобщению, которая формируется еще в доречевой период в процессе действий с предметами.
Эти первые словесные обобщения еще очень несовершенны, так как основываются на внешних, несущественных признаках, но они — свидетельство и средство развивающегося мышления.
«Кс-с, кс-с!» — говорит малыш при виде не только кошки, но и всего пушистого, а словом ляля называет и голубоглазую куклу, и неваляшку, и деревянную матрешку. Это результат того, что взрослые, показывая игрушки малышу, рассматривая их, обращали внимание на то, что имеется у всех игрушек общего.
Так называемые обыгрывания новых игрушек, где в игровой форме показывают, как обращаться с ними, или инсценировка несложных сюжетов всегда вызывают у малышей живой интерес и активный разговор.
А благодаря играм в лото ребенок учится сравнивать, проводить простейшие аналогии. Он активно думает, учится в слове выражать мысль. Изображая, например, как лает большая собака и маленький щенок или как мяукает кошка и ее котенок, ребенок уточняет понятия «большой» и «маленький».

5

КАК ФОРМИРОВАТЬ АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА 

Разговаривая с малышом, надо следить, чтобы речь была четкой, выразительной. Недопустимо так называемое сюсюканье, когда взрослые искажают слово, как бы подражая несовершенству детского произношения.
Приемы, используемые для развития речи в этом возрасте, разнообразны. Полезны поручения что-то принести или сказать другому члену семьи, попросить у него что-нибудь.
Большое место в развитии речи на протяжении всего второго года жизни должно занимать подражание словам и выражениям, произносимым взрослым. Подражание — основной способ развития речи у маленького ребенка: назвать заинтересовавшего ребенка пестрого петушка и предложить малышу повторить: «Скажи, Петя-петушок». Малыш тянется за игрушкой, но вы отстраняете ее и предлагаете: «Скажи, дай Петю».
С конца первого года можно использовать для развития пассивной и активной речи рассматривание картинок; сначала показывать картинки, изображающие отдельные, хорошо знакомые ребенку предметы, называть их и предлагать ему повторить это название. Когда малыш научится узнавать изображение на одной картинке, добавить вторую, показать одновременно две картинки. Пусть он выберет одну из них и назовет ее. Постепенно увеличивать количество картинок до 7—8. После этого можно использовать картинки, изображающие понятные ребенку действия: купание, кормление и т. п.
Полезно использовать также игру «Чудесный мешочек». Эта игра проходит так: подготовить несколько знакомых игрушек (корову, собаку, петушка и т. п.) и положить их в мешочек. Затем их поочередно вынимать. Каждую показать и назвать — подражать лаю собаки, мычанию коровы, пению петуха. При этом показ игрушек сопровождать игровыми действиями. При повторении игры ребенок теперь действует сам: достает игрушку из мешочка, называет ее. Если он затрудняется назвать предмет, спросить его: «Что у тебя в руках?», «Как твоя собачка лает?»
Малышу вполне доступна и очень нравится игра-шутка «Еду-еду». Сидя на руках у взрослого, он вслушивается, как тот нараспев приговаривает:
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке,
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По рытвинам, по рытвинам,
Сани разлетелись...
И в яму бух!
Соответственно ритму стиха ребенка качают на коленях сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. При последних словах как бы опрокидывают его на спину. Малыш смеется и слово бух говорит вместе со взрослым.
С детьми в возрасте от 1,5 лет можно проводить разнообразные занятия по развитию речи.
Ребенок уже умеет рассматривать картинки, поэтому проводят игры по типу парных картинок, на которых изображены знакомые ему предметы (мяч, зайчик, кукла, часы, кошка и т. п.). Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку.
Затем спрашивает: «Что у тебя на картинке?» Малыш отвечает: «Киса». A вот назвать куклу он затрудняется. Здесь необходима помощь взрослого: надо назвать изображаемый предмет и предложить ребенку повторить: «Куклу зовут Катя». Он легко произносит: «Катя».
Когда ребенок рассмотрел и назвал картинку, можно предложить ему отыскать точно такую же среди других, разложенных на столе. Ему, конечно, не сразу удастся выполнить задание правильно. Иногда малыш берет ту, которая ему больше понравилась. Не беда! Пусть он ответит, что изображено на картинке. А затем снова напомнить: «А теперь отыщи такую же, как у тебя». Если он затрудняется, надо помочь ему: придвинуть поближе нужную картинку, положить ее рядом с той, которая у ребенка была в руках. Пусть сравнит, убедится, что они одинаковые, и назовет ее.
Слово начинает сопровождать детскую деятельность: играет с куклой или возит машину и свой замысел комментирует вслух: «Сейчас я тебя покачаю и спою песенку». Или: «Приехали, приехали! Остановка...» Играя со строительным материалом или рисуя, ребенок часто дополняет свою деятельность словом. «Это мост», — говорит малыш, прилаживая кирпичик к кирпичику. «Нет, это не мост, это железная дорога». Слово, которым ребенок сопровождает свою деятельность, как бы компенсирует отсутствие еще не сформировавшихся навыков.
К концу третьего года жизни ребенок овладевает некоторыми элементами речевой культуры. Он свободно общается с окружающими при помощи речи, знает свои имя и фамилию, имена мамы, папы, близких. Если он ходит в детский сад, то воспитателей и няню называет по имени и отчеству.
Благодаря постоянному речевому контакту с малышом, он приучается свободно вступать в разговор не только с мамой, папой или бабушкой, но и с незнакомыми ему взрослыми, со сверстниками, у ребенка появляется способность отвечать на вопросы взрослых и самому обращаться к ним с вопросами. Он легко овладевает вежливой формой речи, если слышит такой же образец от взрослых. Надо учить его благодарить, здороваться и прощаться, приветливо произнося слова: спасибо, здравствуйте, до свидания.
Нельзя забывать и об эмоциональной выразительности речи малыша. Надо учить его разговаривать со взрослыми, отвечать на их вопросы с приветливым выражением лица, спокойно и внятно произнося слова.

6

МамаКапризулькИ написал(а):

Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т. п.

Нам 7 мес. Слоги повторяет, но через раз. Иногда не унять, а иногда вообще молчит, не разговоришь.
Это нормально?

7

Paulla
Конечно нормально. Вольноваться нечего!!!!

8

Моей дочке 2 года она уже хорошо говорит длинными предложениями, ну некоторые слова еще не очень четко.

9

А моей год и семь и мы практически ничево неговорим! Так изборочно: МАМА, ПАПА, Дядя, тетя, Не, аах, АМ, и МММММ и АААААААА. Ну и "РРРРР" - очень хорошо получается! ВСЁ! Если прошу что то повторить - ничево недобиваюсь!
Вот вчера два раза сказала МАТАТА - чтобы это значило пока незнаю!


Вы здесь » Ягодка » Форум для мам! » РАЗВИТИЕ РЕЧИ